
ВВЕДЕНИЕ
Тентовая архитектура. Что это такое? «Экзотика», имеющая возможность появиться только за рубежом или, проверенная тысячелетиями, реальность, в том числе и отечественного происхождения? Тема тентовой архитектуры недостаточно проработана. Более того, существует определённый информационный вакуум, безусловно, оказывающий влияние на оценку её нынешнего состояния и дальнейшего развития.
ТЕНТОВАЯ АРХИТЕКТУРА: ВЧЕРА
Обратимся к истории вопроса. Тентовые укрытия ведут свою историю с древних времен, когда первобытные люди изготавливали себе жилища в виде каркаса из палок, обтянутого шкурами животных. Остатки этих укрытий — покрытые кожей «тентовые» постройки с костяными или деревянными каркасами, найдены на археологических раскопках по всему миру, в том числе и территории России. Их можно считать отправной исторической точкой, прототипом создания первых «тентовых» сооружений. В дальнейшем, в течение нескольких веков, многие поколения «оттачивали» эти прототипы с учётом национальных, климатических и прочих особенностей. Так, на основе первобытного укрытия кочевников, появились монгольские юрты, корякские яранги, шатры бедуинов, палатки римских легионеров и др.

Однако, всё бы так продолжалось и дальше, если не развитие техники и технологии. Один из немногих современных отечественных авторов изучения тентовой архитектуры, Мыскина О.В., отмечает, что «как бы предвосхищая эмоции, вызываемые произведениями тентовой архитектуры ХХI века, Плиний Старший писал, что «ничто в Риме, даже гладиаторский бой, не удивляло так сильно, как гигантский тент, натянутый над Колизеем».

Колизей дает первый, известный в истории, пример смелого решения тентовых конструкций в виде периодически устраиваемого покрытия. На стене четвертого яруса сохранились кронштейны, служившие опорами для стержней, к которым с помощью канатов крепился гигантский шелковый тент-навес – «велариум», защищавший зрителей от палящих лучей солнца.
Более чем через тысячу лет, в 1520 г. при правлении английского монарха Генриха VIII, в г. Кале был установлен временный увеселительный павильон – круглое в плане здание, диаметром 37 м, с центральной 40-метровой мачтой, поддерживавшей холстяной тент-крышу, прикрепленный по периметру к трехэтажным деревянным стенам.
Далее наступает период расцвета цирков-шапито. Конструкция натяжного циркового тента давала возможность создавать большие пространственные структуры при минимуме материалов. В пик популярности использовались тентовые цирки, вмещавшие до 10 тыс. человек. В этих сооружениях использовались приобретенные в кораблестроении навыки и материалы и технологические методы, применявшиеся для быстрого подъема больших, но относительно легких объектов.
В России исследовательские и экспериментальные работы по системам, относимым к тентовым или близким к ним, развивались в трудах П.Л. Чебышева (1890 г.), создавшего математические основы раскроя текстильно-сетчатых оболочек пространственно-криволинейных форм, и В.Г. Шухова, разработавшего конструкции висячих покрытий, впервые использованных в 1896 г. для перекрытия значительных по размерам павильонов (прямоугольных, круглого и овального в плане) на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде. В 1920-е годы советские проекты и постройки тентовых сооружений были связаны с именами архитекторов братьев Весниных, Г.М. Людвига и ряда других.
В 1950-1960-х годах в качестве основополагающей фигуры в сфере тентовых конструкций выделился немецкий архитектор и инженер Ф. Отто. От экспериментов с моделями он вскоре перешел к полноразмерным экспериментальным образцам, положив начало проектированию облегченных конструкций (в том числе тентовых) с учетом форм живой природы.
И снова развитие техники и технологии позволили сделать прорыв в современной тентовой архитектуре. Первыми крупными реализованными Ф. Отто проектами стали сетчатый тентовый павильон ФРГ на ЭКСПО-67 в Монреале (1967 г.), покрытие олимпийского стадиона в Мюнхене (1972 г.), павильон Федеральной выставки садоводства в Мангейме (1975 г.), аэропорт в Джидде (Саудовская Аравия, 1980 г.), покрытый тентовыми оболочками пролетом по 45 м общей площадью около 50 га, в которых были опробованы ставшие затем «протоформами» различные варианты крепления тентов, поддерживаемых вантами и решетчатыми конструкциями (седлообразные, хребтовидные, дугообразные, с высокой точкой опоры).
Опыт проектирования и строительства, основные сферы использования тентовых сооружений в СССР (с частичным учетом зарубежной практики) в 1960-1980-х гг. анализировался в публикациях Ю.И. Блинова и его докторской диссертации (1991 г.), в которых основное внимание уделено техническим параметрам сооружений и их индустриальному производству. Архитектурно-конструктивные решения тентовых покрытий рассмотрены в публикациях и диссертациях того же времени Т.М. Дымковой, Л.С. Ивановой, И.Х. Мифтахутдинова, В.А. Сладкова, Е.М. Удлера, Р.Т. Хана, В.Г. Штолько и др.
ТЕНТОВАЯ АРХИТЕКТУРА: СЕГОДНЯ
Тем не менее тентовые покрытия широко вошли в профессиональную культуру и получили признание как явление архитектуры лишь после победы на грандиозном конкурсе на Арку эспланады Дефанс в Париже (1983 г.) проекта Й.О. Спрекельсена, использовавшего тентовый элемент как метафору нового понимания пространства и времени. Если до этого времени тентовые конструкции в случае крупных сооружений применялись исключительно для выставочных целей, и в единичных случаях – для спортивных сооружений, то теперь спектр их применения существенно расширился: добавились магазины, вокзалы, аэропорты, арены различного назначения, покрытия археологических достопримечательностей, административные, научные сооружения, объекты промышленного, сельскохозяйственного назначения и другие, требующие значительных пространств с большепролетными покрытиями и различных архитектурно-конструктивных решений.
В отечественной литературе анализ, оценка и классификация этих объектов практически не встречается, чего не скажешь о зарубежных авторах, периодических специализированных изданиях или интернет-ресурсах, например, http://www.tensinet.com.
Расширение сферы использования тентовых сооружений в зарубежной архитектуре объясняется изменением отношения заказчиков, архитекторов, потребителей к этому типу покрытий – теперь тентовые сооружения не рассматриваются только как технические объекты, используемые ограниченное время, а потом демонтируемые, но воспринимаются как полноценные архитектурные сооружения, обладающие архитектурно-художественными качествами и возможностью их долговременной эксплуатации.
По мнению Хайруллина А.А., одного из российских архитекторов, специализирующегося в проектировании тентовых сооружениях, «у нас в стране применение тентовых конструкций сдерживалось из-за несоответствия отечественных тентовых материалов высоким требованиям, предъявляемых данным типом сооружений, таких как разнообразие цветовой гаммы, светостойкости, прочности и долговечности».
В настоящее время в мире ежегодно различными видами тентовых покрытий (стационарных, временных, трансформируемых, транспортируемых и прочих), строительство которых вызывается насущными потребностями общества, перекрывается площадь, равная небольшому государству.
Причина такого бурного развития, стремительного признания и появления творческого интереса ведущих архитекторов в мире к тентовым сооружениям обусловлена прежде всего потребностью современного общества в сооружениях, обладающих большой пространственной свободой форм и, что немаловажно, технологически быстровозводимых. Как считают Мыскина О.В. и Казусь А., «новые строительные материалы, стремительно растущая скорость возведения, вызванные быстрым развитием научно-технического и социально-экономического прогресса, дают возможность создать новый пространственный мир, изменяющийся и приспосабливающийся к актуальным потребностям общества или его отдельных групп по принципу «здесь и сейчас». Применяющиеся в качестве тентовых покрытий пространственные конструктивные системы способны перекрывать большие пространства без промежуточных опор при минимальных затратах материала, решая задачи экономичности на новом, ранее невозможном уровне».
Многие заметные сооружения мирового значения, связанные с началом нового тысячелетия, построены именно с применением тентовых структур. В ближайшие несколько лет вошли в строй небывалые до того даже по физическим размерам тентовые сооружения ведущих архитекторов, такие как ангар для дирижаблей CargoLifter в Бранде (Германия) (363 х 225 м при высоте 107 м, объем 5,2 млн. м3), олимпийский футбольный стадион в Сиднее со светопрозрачным тентовым покрытием амфитеатра, крупнейший в мире Ботанический сад «Эдем» со 120-метровым пролетом длиной около 1 км и высотой 60 м в Корнуолле, «парящий» купол Центра SONY в Берлине, амбициозный зал «Купол Тысячелетия» в Лондоне (площадь 80000 м2) и др.
Применение принципиально новых, существенно усовершенствованных в конце ХХ века пространственных и удивительно разнообразных по форме и функциональному использованию тентовых сооружений сопровождается решением разнообразных творческих проблем, связанных с необычной, нетрадиционной архитектурной формой этих объектов, функциональное пространство и объемно-пространственная композиция которых во многом обеспечивается выбранной конструктивной системой. Поэтому, можно поддержать мнение Мыскиной О.В. и Казусь А. о том что, «тентовые сооружения – это конструкции «архитектуры будущего», образующие пространства, освобожденные от громоздких внутренних структур. Свобода пространства определяет гибкость и многофункциональность его использования, высокую приспосабливаемость и в итоге долговечность пространства и сооружения».
При этом функциональным особенностям тентовых зданий одного типа может соответствовать несколько различных конструктивных схем, например спортивных сооружений, или, наоборот, одна конструктивная система может применяться в зданиях с различным функциональным назначением. Применяемые современным высокоразвитым технологическим сообществом типы сооружений все активнее осваиваются тентовой архитектурой. Более того, тентовая архитектура дала возможность формирования новых типов объектов (таких, например, как гигантские покрытия оранжерей, ботанических садов и пр.). Тем самым пример тентовых сооружений показывает, что архитектор становится ведущим в созидании оптимальной системно организованной среды любого размера – от масштаба индивидуального жилища до регионального расселения.
В архитектуре конца ХХ века благодаря высоким технологиям одновременно выступили заново «открытые» металл, стекло и тентовые покрытия, в сочетании дающие новое качество утонченности и изящества форм, удивительной легкости перекрытия. В тентовой архитектуре, в которой подчас используется формообразование на основе природных форм, ярко проявилась архитектурная бионика, с ее переходами симметричных геометрических форм в органические со сложными криволинейными очертаниями пространств.
Как одно из направлений архитектуры высоких технологий, тентовые структуры в настоящее время заняли свое самостоятельное место и претендует на то, чтобы стать её вершиной. Во всяком случае уже сейчас они, как никакие другие, являются формой освоения высоких технологий, позволяющим получать оригинальные индивидуальные решения. Применение той или иной формы тентовой структуры постоянно создает соответственно новый объект с иными внешними и внутренними пространственными параметрами. «Архитектурные формы, найденные при сравнительно невысоких затратах в тентовой архитектуре, могут художественно осмысливаться и в других материалах и технологиях».
Тентовые сооружения обладают и иными признаками – совпадающими сроками морального износа сооружения и физического старения материала. Динамичность современной жизни другая, нежели прежде, и тентовые сооружения, отвечая этой динамичности, позволяют вводить адекватные своему времени (технологические и экономические) изменения.
С этим связана и технология трансформации, активно внедряемая при строительстве тентовых объектов. Формулировка архитектора Д. Перро, исходящего из понимания, что современный подход к архитектуре – это открытость к трансформациям, во многом относится к тентовой архитектуре.
В практике тентовой архитектуры встречается гармоничная интеграция тента с другими материалами (стекло, бетон, кирпич и др.) с целью создания оригинального образа сооружения и, одновременно, снижения его стоимости.
Например, в проекте физкультурно-оздоровительного комплекса, в котором применяется такой подход, центральный объём сооружения – административно-бытовой блок из бетона, металла, сэндвич-панелей и стекла, объединяется с несколькими тентовыми (хоккейный или теннисный корты, плавательный бассейн и др.). Стоимость изготовления укрытий этих, уже чисто спортивных частей комплекса, становится гораздо дешевле — от 3000 руб за 1 м2 укрываемой площади. Такое решение позволяет снизить размер инвестиционных расходов заказчика и уменьшить срок окупаемости проекта. Для объектов сельского хозяйства, например металло-тентовый свинарник или гараж для хранения техники, это значение будет ещё ниже – около 2000 руб за 1 м2 укрываемой площади.
ТЕНТОВАЯ АРХИТЕКТУРА: ЗАВТРА.
В зарубежной архитектуре последнего десятилетия ХХ века произошло значительное расширение масштабов тентового строительства, его видоизменение и преобразование из чисто утилитарно-технического в объекты, обладающие самостоятельными архитектурно-художественными формами и образными характеристиками. В результате, в условиях свойственного современной эпохе полистилизма наряду с хай-теком, для которого характерно применение прежде всего стекла и металла, в архитектурно-строительной практике сформировалось другое направление архитектуры высоких технологий – тентовая архитектура, имеющая свою специфику формообразования. Тентовая архитектура это не только и не столько стилевое явление, это новый способ физического формирования и понимания архитектурно-организованного пространства.
Именно на этой основе начало ХХI века охарактеризовалось конкуренцией в борьбе за лидерство целого ряда архитектурных направлений, но особенностью тентовой архитектуры оказалось то, что она не конкурировала ни с одним из них. Высокие технологии современности дают возможность сочетать преимущества индустриальных методов строительства с индивидуализацией формы, открывая путь к символическим формам, содержательным уже на уровне структуры, к которым относятся такие объекты тентовой архитектуры, как терминал аэропорта «Кансай» (архитектор Р. Пиано), сооружения таких крупнейших мастеров тентовой архитектуры, как Н. Фостер и Н. Гримшоу, использующих ее возможности и художественные средства в развитии современной архитектуры.
На пути тентовой архитектуры, как сказал в одном из интервью 2003 г. Ф. Отто, «еще многое возможно». В XXI веке складывается тенденция нового подхода к формообразованию в архитектуре. Тентовые структуры в отличие от классического модернизма (функционализма), который пытался предопределить функцию, – это новое современное движение в направлении к легко видоизменяемому миру архитектуры, включающему быстровозводимые сооружения, открытые к трансформации (с сохранением основной идеи сооружения) в контексте динамичного развития общества. С их внедрением появилась новая «технология» организации архитектурного пространства с богатой пластикой и активной полихромией, которая помогает архитекторам раскрыть колоссальные творческие возможности конструирования новых форм.
По мнению Коротича А.В. и Коротича М.А., занимающихся изучением формообразования оболочек высотных зданий, будут «перспективны высотные здания с торсионными и фрактальными оболочками, обладающие высокой архитектурной выразительностью».
Тентовые покрытия, как одно из современных направлений поиска новой (нелинейной) формы крыши, каждый раз создают соответственно новые пространственные (как внутренние, так и внешние) характеристики архитектурного объекта, что чрезвычайно важно для преодоления современной гомогенной урбанистической среды. Обеспечивая богатое разнообразие форм, эти покрытия и в нашей стране не менее важны, чем другие строительные системы.
Например, Никифоров Ю.А. и Белоносов С.А. исследуя современные тенденции многофункциональных спортивных комплексов, отмечают, что «ближайшее будущее спортивных сооружений связано с внедрением новых технологий и новых конструктивных систем, часто применяющихся в других странах, но нуждающихся в серьёзной адаптации к отечественным климатическим условиям строительства и эксплуатации. Речь идёт, прежде всего, о тентовых и пневматических оболочках, сборных или быстровозводимых металлоконструкциях, блочных комплектах инженерно-технологического оборудования для катков и бассейнов».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в России есть потенциальные возможности применения тентовых структур – быстровозводимых, мобильных, легко трансформирующихся в соответствии с изменением функции и обладающих высокими эстетическими достоинствами. Тентовая архитектура позволяет отечественным проектировщикам в достаточной мере свободно экспериментировать с формой и предоставляет возможность найти свой путь в мировом архитектурном процессе.